Самообразование

Групповая работа- что это? Эффективна ли она на уроке?

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу без привычной пятибалльной системы позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов(таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  1. класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
  2. каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  3. внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
  4. процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  5. выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

Комплектование групп можно осуществлять:

  1. по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);
  2. по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);
  3. по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

Преимущества групповой работы:

  1. грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  2. формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  3. в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  4. учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  5. у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею ;
  6. для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  7. какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  8. улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  9. не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  10. вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  11. совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.

И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.

Я научу своих ребят смотреть по сторонам, 
Все видеть, замечать,
А также сравнивать, сопоставлять…
Я верю в них – своих ребят.
Они сумеют все!
А вот ответ на мой вопрос:
Анализ или синтез? Все в одном –
ГРУППОВОЙ ФОРМОЙ мы зовем.
Я так работаю, учу.
И радостно вдвойне,
Что всем известный педагог
Писал почти, что обо мне:
«Плохой учитель преподает истину,
Хороший учит ее находить».
Пусть даже не в рифму, зато очень точно
О роли учителя - только две строчки.


Урок окружающего мира. Тема "Экология"



Урок окружающего мира "Солнечная система"












3 комментария:

  1. «Хороший учит находить истину»-как верно сказано,Татьяна Владимировна успехов вам.

    ОтветитьУдалить
  2. Посещая уроки Татьяны Владимировны, видишь, как педагог формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи через групповую форму работы. Успехов Вам, Татьяна Владимировна!

    ОтветитьУдалить